Главная > Импортозамещение программного обеспечения в России

Импортозамещение программного обеспечения в России

импортозамещение программного обеспечения

Достижение успеха в импортозамещении программного обеспечения, по нашему мнению, является одной из самых интересных и нетривиальных задач, поставленных в рамках общего тренда по замещению импорта со стороны государства. С одной стороны, зависимость от импортного ПО в России крайне высока: операционные системы Windows, iOS, Android вряд ли дадут шанс каким-либо другим российским аналогам заполучить хотя бы 10% рынка. IT база множества предприятий была в свое время закуплена у западных поставщиков. Чего уж говорить: практически вся банковская система России обслуживается западными программами и системами по хранению и защите баз данных.

С другой стороны, задачи по разработке российских аналогов данных продуктов просто не ставились перед крупными российскими игроками IT рынка. А ведь их у нас достаточно: Acronis, Veeam, Parallels, Jetbrains, Nginx, 1C, Kaspersky, Abbyy, CFT, Prognoz, Yandex, Mail.Ru, Ecwid, Acumatica, Drweb, Spirit, MightyCal, которые все вместе покрывают очень большой пласт IT-решений. Также сильная сторона России в том, что не массовое ПО (оборонной промышленности, госкорпораций, тяжелой промышленности), которое было разработано при поддержке государства, сегодня способны сохранять полную независимость от Запада.

3 ноября по итогам конференции Russian Interactive Week представители Минкомсвязи обнародовали новые тезисы закона о импортозамещении в ИТ.
Вот основные из них:

  • создание реестра российских ИТ-продуктов. Главные критерии внесения в него – исключительное право на ПО должно принадлежать РФ, российскому региону, муниципальному образованию или коммерческой организации;
  • суммарная доля прямого или косвенного участия такого субъекта должна составлять более 50%;
  • общая сумма лицензионных отчислений его в пользу иностранных организаций не может превышать 30% от общей суммы выручки.

Основной задачей импортозамещения в IT мы видим не изгнание западного ПО за пределы России и отказ платить за него лицензионные отчисления. России важно создать условия при которых:

  • Программное обеспечение будет создаваться на территории нашей страны;
  • Интеллектуальная собственность на продукт будет принадлежать российским юридическим лицам;
  • Команды разработчиком могут состоять из граждан любых стран, однако не менее половины из них должны быть гражданами РФ. Таким образом, наши граждане получат возможность занять ключевые позиции в компаниях.

Данный раздел мы посвящаем контролю и освещению процесса импортозамещения не только программного обеспечения, но и всем трендам развития отечественной IT-индустрии.

Свежие новости импортозамещения в области информационных технологий:

Законодательная основа импортозамещения в отрасли информационных технологий:

Импортозамещение в ITНиже Вы найдете ключевые нормативные документы, которые регламентируют правила, полномочия, скорость и ответственность отдельных государственных структур в программе реализации локализации технологической модернизации производства в России.

План импортозамещения программного обеспечения до 2025 года.

Полное название документа: “Приказ Министерства связи об утверждении плана по импортозамещению программного обеспечения” от 01.02.2015 №96. Цель:  установить конкретные задачи по поэтапному сокращению доли импортного программного обеспечения в российских государственных и коммерческих предприятиях.

Все продукты либо их прототипы, импортозамещение которых признается необходимым, разделены в документе на три сегмента, к каждому из которых подобран индивидуальный подход со стороны государства:

Сегмент рынка корпоративного программного обеспечения, в котором уже имеется задел конкурентоспособности отечественных разработок. Например: антивирусное ПО, браузеры, бизнес-приложения типа CRM, сервисы обмена мгновенным сообщениями. Подход государства: предоставление преференций при осуществлении госзакупок.

Сегмент рынка корпоративного ПО, по которому отсутствует задел отечественных конкурентноспособных аналогов. Примеры: мобильные операционные системы, средства управления “облачной” инфраструктурой, системы управления базами данных. Подход государства: помощь в коллективной разработке данного программного обеспечения.

Третий сегмент: программного обеспечение, связанное с отраслевой спецификой. Подобные системы призваны обеспечить развитие: здравоохранения, ТЭК, финансового сектора, транспорта и т.д. Подход государства: совместное взаимодействие с ответственными министерствами и ведомствами.

 

Наверх